События 2022-2023 года показали необходимость законодательного регулирования рынка электронной коммерции. Роспотребнадзор столкнулся с огромным количеством жалоб на маркетплейсы, а в суды поступило более 2000 исков против администрации онлайн-платформ.
Депутаты Думы подготовили поправки, которые позволят навести порядок во взаимоотношениях между электронными площадками, покупателями, продавцами и организаторами пунктов выдачи заказов. Разработкой нововведений занимались С. М. Миронов, М. Г. Делягин, Д. Г. Гусев, Я. В. Лантратова и B. К. Гартунг из партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», И. А. Филатова из КПРФ, С. А. Наумов из ЛДПР, A. Ю. Спиридонов, А. Ю. Кирьянов, C. В. Алтухов и А. В. Ситников из «Единой России».
Что случилось
О необходимости регулирования электронной торговли в июне 2023 года заговорили чиновники Минпромторга и Роспотребнадзора. Глава департамента внутренней торговли Н. В. Кузнецов заявил об увеличении количества жалоб на крупные площадки электронной торговли: Wildberries, Avito, Ozon, Юлу, Яндекс Маркет, Мегамаркет. В Роспотребнадзоре рассказали, что 30% претензий потребителей связаны с маркетплейсами. Чиновникам пришлось даже создать специальную группу, которая занимается рассмотрением жалоб на цифровые платформы.
Большинство покупателей остались недовольны нарушением порядка рассмотрения жалоб, трудностями с возвратом заказа, отсутствием достоверных данных о товаре, срывом сроков доставки и отказом от продажи.
Региональные чиновники предложили обязать агрегаторов раскрывать сведения, которые позволят идентифицировать продавца, предоставлять потребителям товарно-сопроводительные документы, запретить отказываться в одностороннем порядке от продажи, ссылаясь на технический сбой. Кроме этого, госслужащие высказали идею организовать промежуточные счета, на которых будут храниться деньги покупателей до тех пор, пока заказчики не получат товар на руки. Также чиновники предложили установить обязанность маркетплейсов контролировать продавцов и их продукцию.
Не менее скандальным оказалось сотрудничество агрегаторов электронной торговли с бизнес-пользователями. По данным руководителя юридической компании «Фокс лигал консалтинг» А. Ефимова, только за апрель 2023 в арбитражном суде Подмосковья оказалось около 1350 дел, ответчиком в которых выступает Wildberries, еще 422 иска поступило против Ozon. Общая сумма претензий против руководства цифровых платформ достигла 800 млн руб.
А самый большой иск к Wildberries подал в столичный суд известный художник Никас Сафронов. Он потребовал перечислить ему 10 млрд рублей за использование уникального изображения и логотипа на реализуемых товарах. Ушлые селлеры использовали товарный знак «Никас» на картине, комплекте для вышивания крестиком и пакетах.
Чего ждать
Законопроект № 445923-8 о маркетплейсах депутаты направили на рассмотрение в Госдуму 25 сентября. Его судьбу можно отследить на сайте правительства. Пока он только зарегистрирован во внутренней системе Думы САДД ГД. Чтение поправок еще не началось. Если их примут, изменения появятся в законе № 2300-1 «О защите прав потребителей» и в ФЗ № 381 «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ».
В первую очередь депутаты в поправках дали определение электронным площадкам, селлерам, владельцам ПВЗ, самим пунктам выдачи и личному кабинету. Деятельность на маркетплейсах получила официальное название — «дистанционная торговля товарами с использованием цифровых платформ».
Депутаты закрыли пробел в законе о защите потребителей. Если поправки примут, администрация агрегаторов должна будет контролировать достоверность данных о товарах.
Изначальной задачей цифровых платформ было заключение или помощь в заключении между продавцом и покупателем договора купли-продажи. Однако фактически их функции оказались шире.
В пояснительной записке законодатели указали, что маркетплейсы по факту не только занимаются информационным посредничеством, но и агентским обслуживанием продавцов, а значит, несут ответственность за сведения об их продукции. Теперь потребителям будет известен адресат, кому нужно отправлять претензии о предоставлении ложных данных о товаре.
Разработчики законопроекта позаботились и о бизнес-пользователях маркетплейсов. Депутаты отметили несправедливые условия для селлеров и владельцев ПВЗ:
- изменение администрацией договоров в одностороннем порядке;
- неожиданное выставление руководством агрегаторов штрафов, что уже привело к возбуждению более 2000 дел в судах Москвы и Подмосковья;
- введение новых комиссий в одностороннем порядке и так далее.
Поправки направлены на недопущение злоупотреблений со стороны владельцев маркетплейсов. Ведь их действия затрагивают не меньше 150 тысяч субъектов малого предпринимательства и права 3 млн пользователей, которые так или иначе соприкасаются с работой электронных платформ.
Вот основные изменения, которые затрагивает законопроект:
- Администрация агрегатора обязана предоставлять информацию об условиях договоров купли-продажи методом размещения ее на онлайн-ресурсе.
- Руководство маркетплейсов должно извещать селлеров и владельцев ПВЗ о начислении штрафов. При этом делать это нужно письменно и с указанием причин.
- Условия договоров нельзя менять чаще одного раза за год. А уведомлять бизнес-пользователей о нововведениях необходимо за 30 дней до вступления их в силу.
- Администрация веб-ресурса может списывать деньги со счетов селлеров и организаторов ПВЗ только при наличии распоряжения от них, которое подается в письменном виде.
- Руководство агрегатора не имеет права закрывать доступ продавцам и владельцам пунктов выдачи к личному кабинету.
- Собственник агрегатора с ежегодной выручкой более 150 млрд рублей может торговать своими товарами на собственной площадке, если никто больше их там не продает.
- Менять информацию в личном кабинете разрешено только селлерам и организаторам пунктов выдачи.
Дальнейшие изменения законодательства будут проводиться в оперативном порядке при необходимости. Возможность в упрощенном формате регулировки правил дистанционной торговли предусматривает законопроект.
Если поправки примут, они начнут действовать с 1 апреля 2024 года.